Вредные советы: 7 надежных способов разрушить карьеру в самом ее начале

Итак, ты молодой специалист, в твоей трудовой книжке наконец-то появилась первая запись! В сердце живет уверенность, что звезды тебе светят ярче, чем остальным, и что твоей успешной карьере могут помешать только драматичные обстоятельства. Плохая новость: ее могут разрушить даже банальные привычки. Вот несколько легких способов пустить карьеру под откос — делай выводы!
Сергей Пустовойтов
Сергей Пустовойтов
журналист

❌ Способ № 1. Перестать учиться и развиваться

Не прокачивай отраслевые хард-скилы: не смотри вебинары, не посещай курсы, не читай профессиональную литературу. Зачем тратить на это свое драгоценное время? Если же твой работодатель вкладывается в обучение сотрудников (а таких компаний на рынке становится все больше) и вдруг устроил встречу с мега-гуру или организовал онлайн-семинар, ни в коем случае не используй в дальнейшем полученные знания. Ведь у тебя уже есть диплом вуза (или колледжа) — этого более чем достаточно!

✅ А если серьезно?
Повышать квалификацию нужно постоянно. Сегодня в приоритете инициативные и уверенные в себе специалисты, которые готовы к новым вызовам и владеют современными компетенциями. Возможностей прокачать их масса: от тренингов до корпоративных университетов. Во многих случаях именно дополнительное образование — одна из составляющих карьерного роста.

❌ Способ № 2. Повторять одни и те же ошибки

На первом месте работы часто допускаешь ошибки? Не бери в голову — их совершают все. Главное, не задавай вопросы опытным сотрудникам, не делай выводы и не извлекай уроки, ведь молодому специалисту просто обязаны прощать любые огрехи.

✅ А если серьезно?
Да, опыта у тебя пока не хватает. И работодатель какое-то время будет давать тебе право на ошибку. Но многое зависит от твоей стратегии. Отходишь в сторону, чтобы потом наступить на те же грабли? Или пассивно наблюдаешь, как более опытные коллеги исправляют за тобой недочеты. И то, и другое — неверно. Идеально, когда ты предлагаешь помощь, а еще лучше — варианты решения проблемы, ведь твоя ошибка могла привести к уходу клиента или к задержке сроков сдачи проекта. Это идет тебе в плюс: ты демонстрируешь свою инициативность и ответственность, то есть качества, которые необходимы для успешной карьеры.

❌ Способ № 3. Показывать свою токсичность

Не предлагай ничего нового, но критикуй чужие идеи, обсуждай коллег за спиной. Если вдруг решишь уволиться — делай это громко: уходи без предупреждения, оставь на рабочем месте бардак, рассорься с командой, в соцсетях ругай работодателя на все лады, бывшую работу называй террариумом, выдай все производственные тайны, в которые тебя успели посвятить. Разве не в этом заключается свобода мысли и слова?

✅ А если серьезно?
Негативные эмоции и объективная оценка — не одно и то же. Любитель поворчать, поныть, нагрубить однажды может стать изгоем, и карьерный путь перед ним закроется. Люди стараются держаться подальше от таких коллег, предпочитая доброжелательных и позитивно настроенных. Да и быть токсиком сегодня не модно.

Вредные советы: 7 надежных способов разрушить карьеру в самом ее началеМногие компании накладывают негласное вето на прием сотрудников, которые когда-то ушли со скандалом или их уволили, запрашивают обратную связь по кандидатам у HR, руководителей или сотрудников. Если не работать с репутацией, то устраиваться на работу будет все сложнее. Это можно увидеть на кейсах звезд шоу-бизнеса, у которых после «отмены» карьера пошла под откос. Примерно то же самое происходит на рынке труда: токсичного кандидата перестают приглашать на интервью и звать на работу в компании даже по рекомендации. И поиски работы могут длиться годами.
Наталья Везломцева, эксперт Карьерного маркетплейса hh.ru, эксперт по развитию карьеры в ИТ

❌ Способ № 4. Отказываться работать в команде

Не обращай внимания на коллег, ведь ты одинокий рейнджер, одинокая звезда, одинокое сердце и далее по списку. Зачем нужна команда, если ты знаешь, что можешь справиться с поставленной задачей собственными силами? А помогать другим в твои обязанности тем более не входит.

✅ А если серьезно?
Умение работать в команде — один из ключевых навыков. Он подразумевает в том числе взаимную поддержку, при которой сотрудники с разным опытом и экспертизой уравновешивают друг друга. Команда всегда дает больше знаний, опыта и идей. Быть ее частью — значит, развиваться профессионально, ориентироваться в рабочей обстановке, лучше понимать свои карьерные возможности.

❌ Способ № 5. Срывать дедлайны и забыть о пунктуальности

Дедлайн сдачи проекта 10 числа? Дотяни до 15-го. Объясни задержку плохим самочувствием — беспроигрышный вариант. Снова срыв? Сошлись на нашествие инопланетян. Главное, при каждом нарушении сроков не повторяться в легенде. Звонок по работе? Не отвечай — притворись агентом 007, растворись в пространстве. От шефа пришел e-mail? Кто сказал, что нужно отвечать в течение двух часов после получения — до утра ничего не страшного не случится. Ощути свободу, о которой ни слова не сказано в трудовом договоре.

✅ А если серьезно?
Безответственность — один из самых быстрых способов разрушить карьеру. Разве станут доверять важные проекты или руководство отделом человеку, который может подвести в любой момент? Да что карьера — любой работодатель не будет закрывать глаза на опоздания и недобросовестность.

❌ Способ № 6. Не планировать карьеру и не составлять карьерный план

Не трать на него ни минуты! Используй время более продуктивно: позалипай в смартфоне или поваляйся в кровати. Доверься судьбе — она лучше знает, когда ты будешь готов покорять карьерные вершины, и сделает все за тебя.

✅ А если серьезно?
Карьерный план — это инструмент осознанного управления карьерой. В нем ты детально прописываешь каждый шаг на пути к вершинам — от выбора профессии и вуза для поступления до проработки стратегии трудоустройства в компанию мечты (например, через стажировку). Фиксируешь мотиваторы: финансовая безопасность, интересные задачи, работа в нефтяной корпорации — у каждого свои цели. План позволяет их добиваться, правильно расставить приоритеты и избежать беспорядочной суеты, когда какое-то карьерное достижение — не более чем случайный результат.

❌ Способ № 7. Работать на износ

Покажи свою суперсилу: приходи ни свет ни заря, уходи за полночь, нагружай себя в выходные. На проект выделяется неделя? Справляйся за три дня! И вообще живи по принципу: «Я люблю свою работу // Я приду сюда в субботу // И, конечно, в воскресенье, // Здесь я встречу день рожденья». Пусть работодатель видит, какие герои работают в его команде!

✅ А если серьезно?
Любить работу можно и нужно — это мотивирует и придает силы. Однако работа в режиме нон-стоп опасна стрессом и эмоциональным выгоранием. Взваливая на себя все больше обязательств, ты рискуешь превратить процесс в рутину — взгляд замылится, а некоторые навыки, например креативность, начнут ухудшаться. В таком состоянии не до мыслей о карьере — упасть бы головой на подушку. Да и работодатель вряд ли оценит твои старания. Баланс между работой и личной жизнью важен — сотрудники, которые заботятся о себе, а следовательно более продуктивны, не останутся незамеченными. Сон, хобби, здоровое питание освежают разум, заряжают выносливостью, необходимой для карьерного роста.

Как понять, что карьера пошла вниз?

Вредные советы: 7 надежных способов разрушить карьеру в самом ее начале

Совет от Натальи Везломцевой, эксперта Карьерного маркетплейса hh.ru, эксперта по развитию карьеры в ИТ:
— Есть много звоночков. Например, не предвещает ничего хорошего ситуация, когда тебе перестают предлагать новые и интересные задачи, которые повысили бы твою квалификацию и которые в будущем можно было бы выгодно представить в резюме. Важно разобраться в причинах происходящего. Если это связано с компанией, например, ее ресурсы ограничены или она не справляется с новыми вызовами рынка, имеет смысл пройти дополнительное обучение, актуализировать навыки, переключиться на смежное направление или рассмотреть вакансии тех компаний, в которых ты точно будешь расти. Если чувствуешь, что тебе перестали доверять, то и начинать нужно с себя: взять паузу, осмотреться, проанализировать свои ошибки, проявить заинтересованность, прокачать мотивацию.