Вредные советы: 7 надежных способов разрушить карьеру в самом ее начале
❌ Способ № 1. Перестать учиться и развиваться
Не прокачивай отраслевые хард-скилы: не смотри вебинары, не посещай курсы, не читай профессиональную литературу. Зачем тратить на это свое драгоценное время? Если же твой работодатель вкладывается в обучение сотрудников (а таких компаний на рынке становится все больше) и вдруг устроил встречу с мега-гуру или организовал онлайн-семинар, ни в коем случае не используй в дальнейшем полученные знания. Ведь у тебя уже есть диплом вуза (или колледжа) — этого более чем достаточно!
✅ А если серьезно?
Повышать квалификацию нужно постоянно. Сегодня в приоритете инициативные и уверенные в себе специалисты, которые готовы к новым вызовам и владеют современными компетенциями. Возможностей прокачать их масса: от тренингов до корпоративных университетов. Во многих случаях именно дополнительное образование — одна из составляющих карьерного роста.
❌ Способ № 2. Повторять одни и те же ошибки
На первом месте работы часто допускаешь ошибки? Не бери в голову — их совершают все. Главное, не задавай вопросы опытным сотрудникам, не делай выводы и не извлекай уроки, ведь молодому специалисту просто обязаны прощать любые огрехи.
✅ А если серьезно?
Да, опыта у тебя пока не хватает. И работодатель какое-то время будет давать тебе право на ошибку. Но многое зависит от твоей стратегии. Отходишь в сторону, чтобы потом наступить на те же грабли? Или пассивно наблюдаешь, как более опытные коллеги исправляют за тобой недочеты. И то, и другое — неверно. Идеально, когда ты предлагаешь помощь, а еще лучше — варианты решения проблемы, ведь твоя ошибка могла привести к уходу клиента или к задержке сроков сдачи проекта. Это идет тебе в плюс: ты демонстрируешь свою инициативность и ответственность, то есть качества, которые необходимы для успешной карьеры.
❌ Способ № 3. Показывать свою токсичность
Не предлагай ничего нового, но критикуй чужие идеи, обсуждай коллег за спиной. Если вдруг решишь уволиться — делай это громко: уходи без предупреждения, оставь на рабочем месте бардак, рассорься с командой, в соцсетях ругай работодателя на все лады, бывшую работу называй террариумом, выдай все производственные тайны, в которые тебя успели посвятить. Разве не в этом заключается свобода мысли и слова?
✅ А если серьезно?
Негативные эмоции и объективная оценка — не одно и то же. Любитель поворчать, поныть, нагрубить однажды может стать изгоем, и карьерный путь перед ним закроется. Люди стараются держаться подальше от таких коллег, предпочитая доброжелательных и позитивно настроенных. Да и быть токсиком сегодня не модно.
❌ Способ № 4. Отказываться работать в команде
Не обращай внимания на коллег, ведь ты одинокий рейнджер, одинокая звезда, одинокое сердце и далее по списку. Зачем нужна команда, если ты знаешь, что можешь справиться с поставленной задачей собственными силами? А помогать другим в твои обязанности тем более не входит.
✅ А если серьезно?
Умение работать в команде — один из ключевых навыков. Он подразумевает в том числе взаимную поддержку, при которой сотрудники с разным опытом и экспертизой уравновешивают друг друга. Команда всегда дает больше знаний, опыта и идей. Быть ее частью — значит, развиваться профессионально, ориентироваться в рабочей обстановке, лучше понимать свои карьерные возможности.
❌ Способ № 5. Срывать дедлайны и забыть о пунктуальности
Дедлайн сдачи проекта 10 числа? Дотяни до 15-го. Объясни задержку плохим самочувствием — беспроигрышный вариант. Снова срыв? Сошлись на нашествие инопланетян. Главное, при каждом нарушении сроков не повторяться в легенде. Звонок по работе? Не отвечай — притворись агентом 007, растворись в пространстве. От шефа пришел e-mail? Кто сказал, что нужно отвечать в течение двух часов после получения — до утра ничего не страшного не случится. Ощути свободу, о которой ни слова не сказано в трудовом договоре.
✅ А если серьезно?
Безответственность — один из самых быстрых способов разрушить карьеру. Разве станут доверять важные проекты или руководство отделом человеку, который может подвести в любой момент? Да что карьера — любой работодатель не будет закрывать глаза на опоздания и недобросовестность.
❌ Способ № 6. Не планировать карьеру и не составлять карьерный план
Не трать на него ни минуты! Используй время более продуктивно: позалипай в смартфоне или поваляйся в кровати. Доверься судьбе — она лучше знает, когда ты будешь готов покорять карьерные вершины, и сделает все за тебя.
✅ А если серьезно?
Карьерный план — это инструмент осознанного управления карьерой. В нем ты детально прописываешь каждый шаг на пути к вершинам — от выбора профессии и вуза для поступления до проработки стратегии трудоустройства в компанию мечты (например, через стажировку). Фиксируешь мотиваторы: финансовая безопасность, интересные задачи, работа в нефтяной корпорации — у каждого свои цели. План позволяет их добиваться, правильно расставить приоритеты и избежать беспорядочной суеты, когда какое-то карьерное достижение — не более чем случайный результат.
❌ Способ № 7. Работать на износ
Покажи свою суперсилу: приходи ни свет ни заря, уходи за полночь, нагружай себя в выходные. На проект выделяется неделя? Справляйся за три дня! И вообще живи по принципу: «Я люблю свою работу // Я приду сюда в субботу // И, конечно, в воскресенье, // Здесь я встречу день рожденья». Пусть работодатель видит, какие герои работают в его команде!
✅ А если серьезно?
Любить работу можно и нужно — это мотивирует и придает силы. Однако работа в режиме нон-стоп опасна стрессом и эмоциональным выгоранием. Взваливая на себя все больше обязательств, ты рискуешь превратить процесс в рутину — взгляд замылится, а некоторые навыки, например креативность, начнут ухудшаться. В таком состоянии не до мыслей о карьере — упасть бы головой на подушку. Да и работодатель вряд ли оценит твои старания. Баланс между работой и личной жизнью важен — сотрудники, которые заботятся о себе, а следовательно более продуктивны, не останутся незамеченными. Сон, хобби, здоровое питание освежают разум, заряжают выносливостью, необходимой для карьерного роста.
Как понять, что карьера пошла вниз?
Совет от Натальи Везломцевой, эксперта Карьерного маркетплейса hh.ru, эксперта по развитию карьеры в ИТ:
— Есть много звоночков. Например, не предвещает ничего хорошего ситуация, когда тебе перестают предлагать новые и интересные задачи, которые повысили бы твою квалификацию и которые в будущем можно было бы выгодно представить в резюме. Важно разобраться в причинах происходящего. Если это связано с компанией, например, ее ресурсы ограничены или она не справляется с новыми вызовами рынка, имеет смысл пройти дополнительное обучение, актуализировать навыки, переключиться на смежное направление или рассмотреть вакансии тех компаний, в которых ты точно будешь расти. Если чувствуешь, что тебе перестали доверять, то и начинать нужно с себя: взять паузу, осмотреться, проанализировать свои ошибки, проявить заинтересованность, прокачать мотивацию.